Начинающие автолюбители путают эти коробки передач. Вариатор является подвидом бесступенчатых автоматических КПП; «автоматом» же обобщенно именуют группу классических гидромеханических трансмиссий. У них есть как конструктивные, так и эксплуатационные отличия — водители убеждены, что автомобили с АКПП и вариатором даже управляются по-разному.
Мы не будем углубляться в устройство коробок — вместо этого предлагаем читателю изучить их главные плюсы и минусы. Разберемся сначала с классической АКПП, затем — с вариатором.
Преимущества «автомата»
Легкость управления
АКПП мягче переключает передачи, точнее дозируя тягу и лучше ускоряясь при обгонах и похожих маневрах.
Простота и доступность обслуживания
Жидкость для гидротрансформатора хоть и дорогая, но все же дешевле, чем смазка для вариатора. И менять ее нужно не так часто. Электронных компонентов, которые в ходе эксплуатации выйдут из строя и потребуют замены, в АКПП тоже меньше, чем в CVT (другое название вариатора).
Надежность
Современные гидромеханические трансмиссии незначительно изменились в конструкции за последние полвека, а если и изменились, то в сторону улучшения. Эволюционные доработки положительно отразились на долговечности агрегата.
Недостатки «автомата»
Плохая динамика
Потери мощности в гидротрансформаторе (пусть и минимальные) негативно сказываются на ускорении и торможении авто.
Невысокий КПД
Вызвано теми же потерями мощности.
Повышенный расход топлива
Происходит по той же причине. Средний автомобиль с CVT расходует на 5-10% меньше горючего, чем машина с классической АКПП за одно и то же расстояние.
Преимущества вариатора
Плавность хода
Переключений передач как таковых не происходит. В коробке CVT нет разрыва потока мощности, из-за чего автомобиль разгоняется быстрее, а тормозит мягче и эффективнее.
Высокий КПД
В среднем на 5-10% выше, чем у классического «автомата», за счет минимальных потерь мощности при работе.
Экономичный расход горючего
Следствие высокого КПД и плавности изменения передаточного числа.
Недостатки вариатора
Монотонность ускорений
Автомобиль с CVT динамичнее, но он не всегда оперативно ускоряется сходу. При обгоне управлять машиной с вариатором сложнее и, увы, опаснее.
Сложность электронной системы
Сложна не только электроника, но и программное обеспечение, ей управляющее. Если оно выйдет из строя, может понадобиться перепрошивка блоков управления — не самая бюджетная ремонтная процедура.
Дороговизна обслуживания
Смазочные материалы и технические жидкости для коробки CVT стоят дороже, а интервалы между ТО — меньше.
Какая же коробка лучше — классическая АКПП или вариатор?
Если бы однозначный ответ был, существовал бы один тип коробок, а другой бы давно стал историей. Поэтому автолюбителю предстоит сделать выбор самостоятельно, опираясь на отзывы более опытных пользователей или проверив автомобили с обеими КПП на тест-драйвах.
Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, всегда стоит помнить о дополнительных мерах безопасности. Помочь с этим может видеорегистратор или комбо-устройство.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.