Подвеской автомобиля называют совокупность элементов, которые соединяют кузов (раму) с колесами. Эти элементы делят на три группы:
-
направляющие (определяют характер перемещения колес; принимают и передают продольные и боковые силы, а также возникающие от этих сил моменты);
-
амортизирующие (гасят колебания, возникающие при воздействии дорожного покрытия и его неровностей на колеса);
-
обеспечивающие упругость подвески (воспринимают вертикальные силы).
Элементы в каждой группе хоть и выполняют общие задачи, но конструктивно могут сильно отличаться. Поэтому существуют десятки видов подвесок, различных по эффективности в тех или иных условиях. Рассмотрим наиболее популярные из них.
«Зависимость» подвески — главный критерий классификации
Про зависимые и независимые подвески слышали все автомобилисты. Однако малая часть из них понимает, что означают термины.
Зависимой называют подвеску, у которой оба колеса (на одной оси) связаны жестким конструктивным элементом. Обычно таким элементом является неразрезная балка. Задача зависимой подвески — предотвратить смещение колес относительно друг друга. Если одно колесо наедет на камень и сместится вертикально, второе повторит это движение.
Независимая подвеска — полная противоположность зависимой. Каждое ее колесо при сжатии/отбое перемещается автономно, не оказывая влияния на другие.
Существует также полузависимая подвеска, сочетающая в себе рассмотренные выше виды. Колеса на оси способны автономно перемещаться по вертикали, хоть они и связаны продольными элементами.
Теперь перейдем к детальному обзору подвесок, которыми оснащают современные автомобили. Рессорные и пружинные конструкции не будут упоминаться — сегодня их считают морально устаревшими. Встречаются они в основном на старых авто вроде «Газели».
Классификация автомобильных подвесок
«МакФерсон» (McPherson)
Названа в честь автора конструкции — инженера General Motors Эрла Стила Макферсона. Независимая подвеска типа McPherson состоит из нижнего поперечного рычага, стабилизатора, вращающейся амортизационной стойки, соединенной с кузовом посредством опорного подшипника. Амортизатор обычно размещен внутри винтовой пружины.
Подвеске «МакФерсон» уже больше полувека, однако это по-прежнему самая популярная конструкция для передней оси автомобиля независимо от типа привода. Причины популярности — простота конструкции и дешевизна обслуживания. Другими достоинствами называют большую амплитуду хода, отличные возможности для размещения ДВС и КПП в подкапотном пространстве. Недостаток — ограниченность угла наклона в вертикальной плоскости.
Двухрычажная подвеска
Предшественница «МакФерсона»; вторая по популярности подвеска передней оси. Состоит из двух продольных рычагов А-образной формы, размеры которых отличаются.
Плюсы подвески — разнообразие углов установки колес (сход-развал; это положительно сказывается на управляемости), возможность полного демонтажа, надежность, хорошая ремонтопригодность. Недостатки двухрычажной конструкции — дороговизна ремонта, большие размеры и вес. Крупные габариты отнимают полезный объем от подкапотного пространства (или багажника), а из-за тяжести подвески повышается расход горючего.
Многорычажная подвеска
Технологическое продолжение двухрычажной конструкции. Состоит минимум из трех боковых рычагов и одного продольного либо вертикального элемента. Многорычажная подвеска — самая популярная независимая конструкция для задних осей легковых авто.
Плюсы и минусы — те же, что у двухрычажной предшественницы. Дополнительными преимуществами являются максимальный комфорт движения и наилучшее сцепление колес с дорогой.
Торсионная балка
Популярная задняя подвеска на малогабаритных и бюджетных авто с передним приводом. Состоит из поперечной балки и двух продольных рычагов, соединенных в один упругий H-образный элемент. Для повышения упругости внутрь балки иногда помещают металлический стержень (торсион).
Достоинства «торсионки» — высокая прочность на изгиб, компактность, легкость установки, длительная периодичность обслуживания, простота регулировки, улучшенная управляемость авто при крене. Недостатки — низкая прочность на кручение, склонность автомобиля к избыточной поворачиваемости. На поворотах водителю следует быть особо внимательным — машину может развернуть.
Де Дион
Гибрид, сочетающий свойства зависимой и независимой подвесок. Состоит из витой пружины, амортизатора, рычагов (приводного, поперечного, заднего), приводного вала, дифференциала, балки, тормозного диска.
Плюсы — легкость конструкции, простота монтажа, возможность добиться идеальной плавности хода. Главный недостаток — возможность раскачки авто при интенсивном разгоне и торможении.
Пневматическая подвеска
Обычно встречается на грузовом и коммерческом транспорте. На легковых авто пока применяется редко — разве что на машинах премиум-класса. Основой пневматической подвески являются баллоны со сжатым воздухом, давление внутри которых определяет ее характеристики.
Главные преимущества пневматической подвески — максимальная плавность хода, надежность, долговечность. Недостатки — дороговизна, сложность конструкции, сложность обслуживания.
Гидравлическая подвеска
Достойной альтернативой классическим амортизаторам являются гидростойки и гидроподъемники, которые имеют увеличенный рабочий ход. Увы, они пока редко встречаются на легковых авто, как и пневматическая подвеска.
Гидравлика отлично решает две задачи — регулирует величину дорожного просвета и контролирует жесткость подвески. В автомобилях с продуманной электроникой показывает себя наилучшим образом, подстраиваясь под дорожные условия и стиль вождения.
Подвеска каждого вида занимает определенную нишу, хорошо себя в ней чувствует и продолжает технически развиваться. Однако сегодня наиболее совершенной является пневматическая конструкция. Эксперты полагают, что за независимой пневмоподвеской будущее — если легковые автомобили, оборудованные баллонами со сжатым воздухом, будут массово производиться.
Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, всегда стоит помнить о дополнительных мерах безопасности. Помочь с этим может видеорегистратор или комбо-устройство.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.