Одним из самых загруженных и активно эксплуатируемых узлов автомобиля является тормозная система. Ее элементы требуют регулярного обслуживания и периодической замены. Особое внимание уделяют тормозным дискам и колодкам, т. к. они изнашиваются активнее всего остального.
На скорость их износа влияет материал, из которого изготовлены элементы, а также атмосферные условия эксплуатации авто, состояние дорожного покрытия, манера вождения, частота применения экстренного торможения. Предлагаем читателю краткий ликбез по обслуживанию элементов тормозной системы.
Как понять, что износились колодки
Тормозные колодки — это пластины из стали, к которым прикреплены накладки из высокопрочных материалов. Последние устойчивы к трению и перепадам температуры. Именно накладки контактируют с тормозным диском. Состояние колодок прямо влияет на эффективность торможения автомобиля, что вдвойне важно при экстренных ситуациях.
Накладка, подверженная трению, имеет определенную толщину и ресурс. Чем чаще водитель жмет на тормоза, тем быстрее защитный слой изнашивается и приходит в негодность. Со временем (по мере стачивания накладки) приходится прикладывать больше усилий, чтобы машина остановилась.
Понять о том, что колодки пора менять, можно по ряду признаков:
-
активация соответствующих индикаторов на приборной панели (если таковые предусмотрены конструкцией авто);
-
облегчение педали тормоза;
-
увеличение тормозного пути;
-
повышение расхода тормозной жидкости;
-
характерный скрежет (скрип) при торможении.
Также замена колодок требуется, если толщина одной из накладок стала меньше 1..2 мм (точный диапазон у каждого производителя свой). Точно измерить это можно в автосервисе. Если на авто стоят литые диски с крупными отверстиями, можно оценить толщину накладки визуально, не снимая колесо.
Как часто меняют колодки
Межсервисный интервал для элементов тормозной системы указан в технической документации на конкретную модель. Однако сведения носят рекомендательный характер — помним, что долговечность колодок зависит от ряда факторов.
В среднем тормозные колодки меняют при пробеге 15-20 тыс. км на импортных и 10-15 тыс. км на отечественных авто. У спортивных машин их меняют еще чаще — через каждые 4-6 тыс. км пробега.
Как понять, что износились тормозные диски
В отличие от колодок, диски служат значительно дольше. Их обычно меняют после 60-80 тыс. км пробега. Более точные сроки указаны в документации на авто, однако и они носят условный характер. Состояние дисков тоже зависит от манеры езды, состояния дороги, погодных условий, качества и состояния колодок. Обычно на 2-4 замены колодок приходится одна замена дисков.
Признаки, указывающие на неисправность тормозного диска, совпадают с теми, что сигнализируют об износе колодок (см. выше). Однако при неисправных дисках автомобиль может уходить в сторону при торможении, что чревато аварией.
При появлении отклонений, указывающих на неисправность колодок или дисков, следует проверить тормозную систему полностью. Это лучше сделать в сервисном центре.
Замена тормозных колодок и дисков: этапы и особенности
Колодки и диски меняют строго попарно на одной оси. Тормозные диски, если они исправны, не трогают. Однако при замене дисков колодки меняют всегда.
Для замены элементов тормозной системы понадобятся:
-
баллонный ключ для демонтажа колеса;
-
гаечные ключи (на 7, 13, 17 мм);
-
отвертки (крестовая и шлицевая);
-
молоток;
-
спрей WD-40;
-
медная смазка;
-
металлическая щетка для чистки ступицы.
Примерная последовательность работ по замене дисков и колодок (на примере одного колеса):
-
снять авто со стояночного тормоза и зафиксировать его с помощью башмаков;
-
вывесить ось (колесо) с помощью подъемника или домкрата;
-
снять колесо;
-
отжать рабочий поршень тормозной системы;
-
очистить суппорт и ступицу от грязи;
-
открутить болты, фиксирующие диск на ступице (данный шаг лучше выполнять с помощником, который нажмет на педаль тормоза и удержит руль);
-
снять и зафиксировать тормозную скобу;
-
снять колодки, прижимные пружины, скобу суппорта;
-
зафиксировать ступицу;
-
открутить до конца болты крепления;
-
снять неисправный тормозной диск и установить новый;
-
выполнить перечисленные операции в обратном порядке.
Если приведенная схема непонятна читателю, ему следует посетить автосервис. Диагностика тормозной системы по состоянию на конец октября стоит от 500 рублей, замена тормозных дисков одной оси — от 2000 рублей, замена колодок (дисковых) — от 1000 рублей. Возможно, обращение в сервисный центр поможет вам сэкономить время и силы.
Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, всегда стоит помнить о дополнительных мерах безопасности. Помочь с этим может видеорегистратор или комбо-устройство.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.