За езду «паровозиком» (выезд на полосу встречного движения вслед за впереди едущим автомобилем, тоже совершающим обгон) предусмотрено наказание в виде штрафа либо лишения прав. Недавно Верховный суд РФ принял альтернативное решение по автомобилистке, нарушившей ПДД — он не стал лишать ее водительского удостоверения.
Ожидаемо такой исход дела вызвал гнев у водителей и автоюристов. Рассказываем подробности и вспоминаем ПДД.
Что стало триггером
Резонансная ситуация произошла в 2022 году. Владелица Land Rover совершала обгон на трассе, для чего выехала на полосу встречного движения в разрешенном месте. Одно из транспортных средств, ехавших впереди нее, также совершало обгон; следовательно, она образовала с ним «паровозик» и тем самым нарушила ПДД. Маневр заметили сотрудники ГИБДД и остановили ее.
Выяснив, что гражданка уже наказывалась за езду «паровозиком» (штрафом на 5000 рублей по ч. 4 ст. 12.15 — выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения), ее лишили прав на год, руководствуясь более серьезной ч. 5 ст. 12.15 КоАП (повторное нарушение). Гражданка решила оспорить данное решение, подав в суд. По итогам разбирательств, шедших два года, ВС РФ отменил первоначальный вердикт.
Объяснение от Верховного суда
Суд обосновал свое решение очень интересно. В разъяснении сказано, что «запрещается обгонять именно транспортное средство, которое двигается впереди, совершая объезд или обгон, или транспортное средство, подавшее сигнал поворота налево». То есть речь идет лишь об одном автомобиле — который в момент выезда автомобилистки на «встречку» сам совершает обгон.
Его владелица «Лэнд Ровера» не обгоняла, поэтому, согласно объяснению Верховного суда, ничего не нарушила. В итоге ей вернули водительское удостоверение и сняли все обвинения с претензиями.
В чем абсурдность ситуации
Автомобилисты считают такое решение серьезным вызовом безопасности дорожного движения. Так, например, полагает основатель проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. Он отметил, что теоретически оштрафовать или лишить прав можно только за обгон машины, уже обгоняющей кого-то по встречной полосе.
В ряде случае (например, при движении по двухполосной междугородной трассе) такое невозможно в принципе. Для этого, например, должна быть очень широкая встречная полоса; этого тоже не бывает. Ильинов считает, что при публикации решения пленума Верховного суда РФ один из пунктов ПДД трактовали неправильно.
Почему обгонять «паровозиком» все же не стоит
Потому что есть риск лобового столкновения с тем, кто спокойно едет по своей полосе без нарушения ПДД. Для понимания рассмотрим пример.
Два автомобиля пошли на обгон с выездом на встречную полосу. Водитель машины, едущей впереди, лучше контролирует происходящее; видимость авто, едущего сзади, ограничена. У первого будет преимущество, если вдруг на завершение маневра останется мало времени — он, скорее всего, успеет вернуться на свою полосу. Едущий позади него может не успеть закончить обгон, из-за чего столкнется лоб в лоб со встречной машиной.
Позиция Верховного суда РФ касаемо наказания за езду «паровозиком» никогда не была однозначной. До 2018 года он рассматривал это как нарушение п.11.2 ПДД, даже если обгон происходил в разрешенном месте. В 2019 году маневр вдруг стал разрешенным. В мае 2023 года «паровозик» снова попал под запрет, а в июне того же года стал разрешенным.
Рекомендуем автолюбителям отслеживать решения Верховного суда РФ, а в спорных ситуациях на дорогах — руководствоваться соображениями безопасности для всех участников движения.
Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, всегда стоит помнить о дополнительных мерах безопасности. Помочь с этим может видеорегистратор или комбо-устройство.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.