Системой охлаждения называют совокупность устройств и механизмов, отводящих от мотора избыточное тепло и передающих его в атмосферу. Другой функцией является оперативный прогрев двигателя после запуска. Поддержание нормальной рабочей температуры мотора определяет его эффективность и долговечность.
Различают три вида систем охлаждения — воздушную, жидкостную и гибридную. Коротко расскажем о каждой.
Воздушная система охлаждения
Конструктивно система очень проста. Внешней поверхности блока цилиндров задают ребристую форму — так увеличивают площадь, с которой отводится тепло. Температура мотора поддерживается двумя способами. Первый — естественная конвекция, при которой поток нагретого воздуха, контактируя с ребрами, поднимается вверх и уступает место холодному. Второй — охлаждение мотора за счет набегающего извне потока воздуха.
Автомобили с воздушной системой охлаждения — большая редкость сегодня. В прошлом же веке они были популярны. Речь идет, например, о Volkswagen Beetle (легендарный «Жук»), Fiat 500, Porsche 911, некоторые модели Citroen. Двигатели с воздушным охлаждением сегодня ставят на садовую технику, электрические генераторы, мопеды и т. п.
Жидкостная система охлаждения
Она пришла на смену морально устаревшей воздушной в конце XX века. Сегодня такой системой оборудуется подавляющее большинство автомобилей, хотя конструктивно она сложнее.
Состоит система из следующих элементов:
-
радиатор — забирает тепло из охлаждающей жидкости;
-
помпа — обеспечивает циркуляцию антифриза;
-
термостат — поддерживает (регулирует) рабочую температуру мотора;
-
расширительный бачок — компенсирует увеличение объема охлаждающей жидкости;
-
вентилятор — повышает эффективность охлаждения жидкости;
-
датчик температуры — передает данные на блок управления;
-
охлаждающая жидкость (антифриз) — циркулирует по системе и отводит тепло от двигателя;
-
патрубки — соединяют все элементы;
-
система управления — автоматика и электроника, управляющая циркуляцией антифриза.
Принцип действия жидкостной системы прост — антифриз из ДВС через систему патрубков попадает в радиатор, охлаждается и возвращается обратно. Циркуляция происходит постоянно в ходе эксплуатации автомобиля. Частота перемещения антифриза по системе определяется текущей температурой ДВС и скоростью его нагрева/охлаждения. Последняя зависит от климатических условий, качества и наличия масла, ряда других факторов.
Современные двигатели проектируются под высокие рабочие температуры (более 1000 С). В зависимости от типа ДВС жидкостная система охлаждения может иметь несколько радиаторов, помпы разных размеров и другие конструктивные особенности.
Пара слов про гибридную схему
Сочетает элементы воздушной и жидкостной систем. Чаще используется на мощных мотоциклах и малых летательных аппаратах (БПЛА), но на автомобилях тоже встречается.
Основные элементы системы — те же, что у жидкостной. Однако к ним добавляется водяная рубашка — несколько полостей, расположенных в самых нагреваемых местах (обычно в ГБЦ). Проходя через эти полости, антифриз забирает лишнее тепло. По сути, полости образуют «ребра», подобные тем, что есть у воздушной системы охлаждения. Жидкость (антифриз) охлаждает одни элементы ДВС (например, головки блока цилиндров), воздух — другие (корпус мотора, масляные системы и т. д.). Отводимая от нагретых частей мотора жидкость также частично охлаждается воздухом.
Главный фактор исправной работы охлаждающей системы — своевременная диагностика и устранение неисправностей. Речь о доливке и замене охлаждающей жидкости согласно регламенту ТО, осмотре компонентов системы на предмет утечек, контроле работы термостата, чистке радиатора от пыли, мусора, грязи. При обнаружении дефектов или неполадок в работе охлаждающей системы следует обратиться к специалистам — промедление чревато серьезной поломкой двигателя.
Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, всегда стоит помнить о дополнительных мерах безопасности. Помочь с этим может видеорегистратор или комбо-устройство.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.