29 октября 2023 года вступили в силу изменения в порядок уплаты утилизационного сбора на автомобили и прицепы к ним. Указаны они в постановлении Правительства РФ № 1722. Разбираемся, в чем суть изменений.
Зачем нужны нововведения
Предполагается, что новшества ограничат реализацию «серых» схем параллельного импорта. Автодилеры используют лазейки для ввоза машин по низким ставкам, оформляя их на физических лиц и перепродавая конечным покупателям. Так они экономят сотни тысяч рублей на размере уплачиваемого утильсбора, причем с каждого транспортного средства. Напомним, что с 1 августа данный сбор для юридических лиц вырос на 200..350% в зависимости от объема двигателя автомобиля.
Новая схема оплаты закрывает данную лазейку. Увы, некоторым физическим лицам изменения придутся не по нраву — они за покупку определенных автомобилей будут обязаны заплатить от 844 тысяч до 1.25 миллиона рублей. Речь здесь идет именно об утильсборе, а не о стоимости машины.
Последствия для авторынка РФ
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, нововведения смогут разогнать цены на российском авторынке. Однако приятного в этом мало — все издержки лягут на конечного потребителя. «У нас решили бороться с любым дополнительным импортом в интересах китайских официальных дистрибьюторов и в интересах дилеров, которые и так имеют запредельные прибыли, запредельные комиссии и продают допы так, как продавали их раньше. Так что повышение утилизационного сбора больно ударит по нашему рынку, снизит темпы обновления парка», — заявил Шапарин.
Вице-президент подтвердил, что на потребителя будут полностью переложены издержки за увеличение утилизационного сбора, а цены в дилерских центрах из-за оттока конкурентов увеличатся. Кстати, коснется это даже вторичный рынок.
Детально об изменениях
Рассмотрим по пунктам, что изменилось в схеме оплаты утилизационного сбора.
Кто взимает утильсбор
Теперь взимание сбора контролируют таможенные органы во главе с Федеральной таможенной службой. Раньше за это отвечала ФНС — Федеральная налоговая служба.
Правила предоставления льгот физическим лицам
Постановление № 1722 конкретизирует условия для применения пониженных коэффициентов суммы утильсбора частным лицом:
-
в расчете утильсбора прописано, что авто предполагается использовать только для личного пользования;
-
авто зарегистрировано в ГИБДД МВД РФ на непосредственного плательщика утильсбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера;
-
физическое лицо ввозило авто (в т. ч. в другие страны ЕАЭС) для личного пользования без помещения под таможенных процедуры, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Все три условия должны быть соблюдены одновременно. Напомним, сейчас для частных лиц действует льготный режим уплаты утильсбора. За ввоз автомобиля младше трех лет с объемом ДВС менее 3.0 л они платят 3400 рублей; если автомобиль старше трех лет, физ. лицо платит 5200 рублей.
Когда льготой воспользоваться не получится
Это невозможно в двух случаях:
-
если на автомобилиста оформляют ввоз и покупку второго и последующих автомобилей до истечения необходимых 12 месяцев с даты оформления первого автомобиля, который завезли и оформили на автомобилиста-покупателя для личного пользования;
-
при перепродаже или покупке автомобиля, на которое утилизационный сбор был уплачен с использованием коэффициентов, применяемых в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.
Данную информацию уже подтвердили в Минпромторге.
Сроки предоставления документов для расчета утилизационного сбора
При таможенном декларировании это делают не позднее пятого рабочего дня с момента фактического пересечения колесным ТС границы России (при ввозе из страны ЕАЭС) и не позднее дня постановки на государственный учет. Второе условие актуально в случае перепродажи/приобретения транспортного средства до истечения одного года с даты оформления таможенного приходного ордера на уплату утильсбора по коэффициентам для личного пользования.
Важный момент: при таможенном декларировании документы для расчета утильсбора представляются вместе с таможенной декларацией.
Напомним, в ЕАЭС (Евразийский экономический союз) сегодня входит пять стран — Россия, Беларусь, Киргизия, Армения, Казахстан.
Новые полномочия ФТС
Постановление №1722 наделило таможенную службу правом направлять требования о представлении транспортного средства в зону таможенного контроля для осмотра и (или) идентификационной сверки при ввозе транспортного средства с территории стран ЕАЭС.
Когда документы, подтверждающие факт таможенного оформления, предоставлять не нужно
Если на официальном сайте ФТС РФ есть подтверждающие сведения о таможенном оформлении автомобиля в стране ЕАЭС либо сведения, подтверждающие факт его производства там же, представлять документы не нужно.
Сколько составляет утилизационный сбор
1 августа 2023 года ставка утильсбора для импортных автомобилей выросла в несколько раз. Например, если для транспортного средства с двигателем 3..3.5 л она ранее составляла 281.6 тыс. руб., то теперь ставка составляет 970 тыс. руб. (увеличение в 3.44 раза). Раньше это касалось лишь юридических лиц; теперь же, с ноября 2023 года, распространяется и на частных покупателей авто.
Максимальная ставка сбора составит 1.25 млн. рублей — столько придется заплатить, если объем ДВС больше 3.5 литров. К счастью, льготная ставка не изменилась — она равняется 3400 или 5200 рублей в зависимости от возраста автомобиля.
Автовладельцам следует подробно изучить постановление Правительства РФ № 1722. При желании ввезти автомобиль в Россию из-за рубежа рекомендуем заручиться поддержкой грамотного юриста и предпочесть машину с объемом мотора менее 3.0 литров.
Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, всегда стоит помнить о дополнительных мерах безопасности. Помочь с этим может видеорегистратор или комбо-устройство.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.