Еще летом 2021 года автовладельцы из ряда российских регионов жаловались на то, что сотрудники ГИБДД используют дроны для фиксации нарушений ПДД на федеральных трассах. На сайте инспекции даже публиковались фотографии некоторых инцидентов в назидание водителям, которые пока не попались с поличным.
К концу лета того же года стало известно, что беспилотники используются уже в 17 регионах России — Крыму, Татарстане, Удмуртии, Адыгее, Краснодарском крае и т.д. Они снимают нарушения на опасных участках трасс и передают сведения патрульным на земле, которые останавливают машину и выписывают штраф.
Насколько законна эта схема и будет ли она работать в 2023 году? Вкратце расскажем об этом.
Как БЛА помогают Госавтоинспекции
Дроны запускают не сотрудники ГИБДД — им в помощь выделены служащие региональных управлений Росгвардии, которые специализируются на беспилотных летательных аппаратах (БЛА). Возможности дронов впечатляют — с помощью одного устройства можно контролировать участок трассы протяженностью до 10 км.
Работают БЛА следующим образом:
-
когда беспилотник видит нарушение, он записывает видео и сохраняет его в «облаке» на жестком диске оператора;
-
ПО беспилотников позволяет сопроводить машину нарушителя до момента ее остановки сотрудником ГИБДД;
-
инспекторы ловят нарушителя, при возникновении спорных моментов показывают видеозапись, составляют протокол.
Самым распространенным нарушением, которое фиксируют беспилотники, является выезд на полосу встречного движения. Второе по популярности — езда по обочине. «Встречка» наказывается лишением права управления ТС на срок до полугода или штрафом 5000 рублей. Выезд на обочину карается более скромным штрафом — 1500 рублей.
Законно ли использование беспилотников
Статья 26.2 КоАП указывает на то, что доказательством административного правонарушения являются любые фактические данные, на основании которых <...> устанавливают наличие нарушения, виновность лица и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. То есть сотрудники ГИБДД имеют право использовать беспилотные летательные аппараты без каких-либо ограничений.
Обязательной сертификации БЛА тоже не подлежат. Юристы поясняют: свидетельства о поверке должны иметь только те измерительные и технические приборы, которые фиксируют метрические нарушения — скорость, уровень шума, светопропускаемость, степень алкогольного опьянения и т. д. Когда устанавливается лишь факт нарушения (как с пересечением сплошной полосы), достаточно четкого снимка с камеры БЛА, на которой различим номер автомобиля.
Будут ли дальше штрафовать с помощью беспилотников
Такая вероятность высока. Например, ГИБДД Татарстана совместно с сотрудниками «Иннополиса» разрабатывает квадрокоптеры, которые бы специализировались только на фиксации нарушений ПДД. Их планируют подключить к системе «Паутина», которая уже успешно выявляет нарушителей в республике.
Подобные разработки ведутся и в МАИ. В марте там представили квадрокоптер, который может висеть в воздухе бесконечно долго. Фокус в том, что это проводной беспилотник, «привязанный» к земле.
Очевидно, количество дронов над дорогами будет расти. Количество штрафов — тоже. Однако способ избежать наказания все равно есть — всегда соблюдать правила дорожного движения.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.