Подвеска — связующее звено между кузовом и колесами автомобиля. Детали и механизмы, входящие в состав узла, делают транспортное средство устойчивее и снижают нагрузки, которые возникают при движении по бездорожью или некачественному асфальту. От состояния элементов подвески зависит управляемость авто, а от нее — безопасность пассажиров и водителя.
Очевидно, что подвеска должна регулярно проверяться и обслуживаться. Обычно узел диагностируют каждые 15 тыс. км пробега, однако нередки исключения. Если машина часто ездит по плохим дорогам или в подвеске появились стуки задолго до регламентного ТО, межсервисный интервал стоит сократить. Рассказываем, что проверяют при диагностике подвески и какие элементы узла меняют чаще остальных.
Чем опасны неисправности в подвеске
Управление авто с поломанными элементами подвески и ходовой части чревато:
-
появлением вибраций при движении;
-
снижением управляемости;
-
повышением шума, который затрудняет восприятие происходящего вокруг;
-
ростом вероятности аварии.
Подвеска — одна из наиболее активно работающих систем автомобиля, поэтому требует диагностики чаще остальных (например, тормозной системы или рулевого управления). Многие ее элементы не подлежат восстановлению — при износе или повреждении их меняют на новые. Наиболее уязвимой является передняя подвеска — она принимает на себя удары, идущие со стороны дороги.
Большинство современных авто оборудуют подвеской типа МакФерсон (MacPherson). Она удобна тем, что образует единый блок (стойку) из амортизатора и пружины. Блок качественнее гасит все удары, но при этом быстрее изнашивается.
Уязвимые элементы: почему ломаются и как это исправить
Предпосылками к визиту в сервисный центр выступают непривычные стуки, скрипы в подвеске, а также большой пробег машины, совершенный за короткое время (даже если нет признаков поломки). Сначала автомобиль загоняют на подъемник, затем приступают к осмотру и диагностике узла.
Специалисты первым делом проверяют амортизаторы, пружины, сайлентблоки, установленные втулки — они уязвимы больше других элементов.
Рассмотрим детали подвески, которым уделяют особое внимание.
Амортизаторы
Об их порче свидетельствуют подтеки масла (нужно менять; ремонт лишь отсрочит замену), быстрая отдача и малое сопротивление при нажатии (это говорит о поломке втулки или клапана; можно отремонтировать). Возможны скрипы и стук в районе установки амортизатора, что указывает на износ резиновых опорных втулок (замена) или ослабление крепежа (подтяжка).
Пружина, опоясывающая амортизатор — еще один уязвимый элемент подвески. Характерной поломкой для нее является лопнувший нижний виток; при наличии такой проблемы пружина подлежит замене.
Как правило, амортизаторов хватает на 50-80 тыс. км пробега в зависимости от условий эксплуатации авто. Однако осматривать их стоит при каждой диагностике.
Рычаги
К счастью, ломаются редко. Известной неисправностью является деформация полки усилителя верхнего рычага — из-за нее иногда нельзя отрегулировать угол установки колеса. В этом случае рычаг меняют полностью.
Шаровые опоры, ШРУСы, рулевые наконечники
Их лучше проверять, приподняв авто на домкрате или подвесив авто на подъемнике (для разгрузки осей от веса). С помощью рук и монтировки проверяют люфт каждого узла поочередно. При наличии зазоров деталь меняют. Также осматриваются пыльники и защитные чехлы на предмет целостности.
Втулки, шарниры, прокладки
Детали, целостность которых нарушена, меняют на новые. Стоят элементы дешево, экономить на них точно не стоит. Эксплуатация авто с неисправными деталями чревата повреждением более дорогих элементов подвески.
Ступичные подшипники
Увеличенный зазор устраняют путем регулировки подшипника либо его замены.
Пыльники
Речь не об упомянутых выше пыльниках шаровых шарниров, а о пыльниках амортизаторов и приводов (ШРУСов). Резиновые изделия периодически повреждаются и требуют замены. Последствия могут быть плачевны: пыльник амортизатора защищает его шток от абразива, пыльник привода защищает ШРУС от грязи и воды. Если испорченный пыльник вовремя не обновить, выйти из строя может весь ШРУС или амортизатор.
Стабилизаторы
Поломка стойки стабилизатора поперечной устойчивости приводит к крену авто при движении, который при повороте усиливается и может вовсе привести к опрокидыванию. Обслуживание стабилизатора сводится к простым действиям — за него нужно взяться и как следует потрясти (люфт недопустим). Резиновые элементы тоже внимательно осматривают и при необходимости обновляют.
Детали подвески обычно меняют не по регламенту, а по необходимости — очень сложно предугадать их ресурс при разных условиях эксплуатации. Однако факт остается фактом: визуально осматривать узел стоит перед каждой поездкой, диагностировать — 1-2 раза в год, а ремонтировать — по мере износа/поломки определенных элементов.
Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, всегда стоит помнить о дополнительных мерах безопасности. Помочь с этим может видеорегистратор или комбо-устройство.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.