Министерство транспорта РФ подготовило третью версию закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС). Согласно его положениям, ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу третьих лиц или среде понесет владелец транспортного средства.
Закон должен вступить в силу 1 сентября 2025 года. Рассказываем о его основных положениях.
Главные изменения
Третья редакция закона была представлена на заседании рабочей группы «Безопасность дорожного движения» после общественного обсуждения. Главное ее отличие от предыдущих версий — четкое описание того, кто и как отвечает за ДТП по вине беспилотного транспортного средства.
Основная гражданско-правовая ответственность возлагается на собственника ВАТС. Однако он может доказать, что вред был причинен в результате непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Исключения из правил
Закон также предусматривает три случая, когда ответственность можно переложить. Первый — если вред причинен из-за конструктивных особенностей (недостатков) системы управления или беспилотного автомобиля в целом. В этом случае ответственность за случившееся несет производитель ВАТС.
Второй — если авария произошла из-за неосуществления диспетчерского контроля. В этом случае ответственность ляжет на сотрудника, который дистанционно наблюдал за состоянием машины и не выключил вовремя автопилот (либо не принял иные меры по предупреждению ДТП).
Третий случай касается некачественного технического обслуживания ВАТС. Здесь ответственность за происшествие возлагается на дилера.
Условия для эксплуатации беспилотного авто
Документ описывает четыре условия, при которых ВАТС смогут ездить по российским дорогам:
-
имеется бортовое устройство записи событий (видеорегистратор);
-
имеется система, дистанционно переводящая машину в «состояние минимального риска» (отключение автопилота и остановка в безопасном месте, где салон могут покинуть пассажиры);
-
установлены последние обновления ПО;
-
ВАТС стоит на учете в ГИБДД.
Как будут контролировать исправность систем или наличие последних обновлений прошивки, пока не уточняется.
Оформление ДТП
Будет проводиться только при участии сотрудника ГИБДД. Упрощенное оформление (европротокол) запрещается.
Кстати, при возмещении убытков страховая компания будет иметь право требовать от собственника ВАТС сведения, записанные на регистратор, а тот будет обязан их предоставить. Также страховщики получат право подать регрессный иск к владельцу беспилотника, если на нем не было актуальных обновлений ПО. Данные нормы внесены в закон по инициативе Российского союза автостраховщиков.
Мнения экспертов
Исполнительный директор центра НТИ «Автонет» Московского политехнического университета Александр Карловский считает, что закон отпугнет предпринимателей, желающих использовать беспилотники при оказании услуг. «С одной стороны, прописана ответственность для всех участников отношений. С другой стороны, наблюдается перекос ответственности за эксплуатацию в сторону владельца ВАТС», — отметил эксперт, который в целом поддержал законопроект.
Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько указал на то, что законом сформулирована презумпция виновности владельца. «Это приведет к тому, что компании обяжут собственников беспилотных авто проходить техобслуживание часто — например, раз в неделю, месяц или каждые 500 км, чтобы гарантировать исправность систем. Регламент ТО при этом будет жестким, ведь дилер явно не захочет быть виновником ДТП», — отметил он.
Беспилотные автомобили постоянно тестируются с 2018 года. В ходе экспериментов отмечено, что ВАТС сокращают аварийность на 90 %, а затраты на грузоперевозки — на 30 %. Очевидно, рассмотренный закон будет принят, поскольку в целом беспилотные автомобили положительно влияют на безопасность дорожного движения.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.