Агентство «Росстат» опубликовало данные о средней стоимости поездки на такси. С января по сентябрь 2023 года цена выросла на 16%, побив исторический рекорд десятилетней давности. С октября по ноябрь она также увеличилась, но точных данных (на какую сумму) пока нет.
Прогнозы экспертов неутешительны — они полагают, что в будущем году такси подорожает сильнее. Что вызвало рост цен и какие меры по их сдерживанию принимаются? Пробуем разобраться.
Статистические данные
С января по сентябрь предыдущего года цены на такси росли не так стремительно — услуги извозчиков подорожали всего на 5.57%. В июне 2023 года россиянин платил в среднем 31 рубль 27 копеек за километр, в сентябре — уже 36 рублей 22 копейки. Год назад в первый осенний месяц он отдавал менее 30 рублей за километр (29 руб. 55 коп.). То есть, судя по сентябрю, годовой рост услуг такси составил 22.57%.
Таксисты сомневаются в официальной статистике и утверждают, что в реальности цены растут радикальнее. Представитель сервиса «Максим» утверждает, что за первую половину 2023 года стоимость поездки увеличилась примерно на 25% в регионах и на 40% в Москве. Почему же это происходит?
Причины подорожания услуг такси
Отметим семь ключевых факторов, способствующих росту цен.
Новый закон о такси
Он вступил в силу 1 сентября 2023 года и ввел строгие ограничения для водителей. В частности, соискатели работы в такси обязаны:
-
получить разрешение;
-
оформить специальный страховой полис;
-
не иметь непогашенных судимостей;
-
не иметь более трех неоплаченных штрафов от ГИБДД.
Полис для таксистов обходится порой в 10-20 раз дороже обычного, а число соискателей из-за ужесточения условий отбора снизилось. Поэтому водителей в таксопарках становится меньше, а зарабатывать они вынуждены больше.
Отсутствие кандидатов в водители эконом-класса
По статистике «Яндекс.Такси», большинство вновь принятых водителей подключаются к тарифам «Комфорт» и «Комфорт +». Владельцы бюджетных машин неохотно идут в такси. Приток водителей в третьем квартале 2023 года сократился на 15% по сравнению со вторым кварталом (данные «Яндекс.Такси»). Компания пытается исправить ситуацию — она увеличила размер субсидий на 66%, однако пока это не произвело ожидаемого эффекта.
Рекордно быстрые увольнения сотрудников
Каждый второй водитель не проработал в такси даже месяца. Причина кроется в низких зарплатах — взамен обещанных 100..120 тысяч рублей водители получают 30-50 тысяч (регионы) и 70-80 тысяч (Москва и Санкт-Петербург). Чтобы стимулировать таксистов, компании вынуждены поднимать тарифы — увы, не в интересах клиентов.
Дороговизна обслуживания автомобиля
По данным того же «Росстата», за полтора года стоимость автомобилей выросла на 50-60% (иномарки) и 30-40% (отечественные). Это отразилось и на стоимости запчастей — официальный импорт комплектующих из-за рубежа закрыт, а ввозимые параллельным импортом детали моментально взлетают в цене ввиду их дефицита и дороговизны доставки.
Осенняя непогода
Когда в конце ноября — начале декабря Москву накрыл снегопад, перевозчики подняли стоимость услуг в 2-5 раз. Для многих столичных жителей пользование такси стало повседневным делом. Этим не преминули воспользоваться водители, в том числе из других регионов.
Чуть позже во властных кругах прозвучали предложения ограничить стоимость такси или ввести механизмы регулирования цен. Увы, к моменту их серьезного рассмотрения и принятия снег уже растает, а подорожание поездок перестанет быть актуальным.
Монополизация рынка
Эксперты назвали и такую причину. По их словам, мелким таксопаркам сложно что-либо противопоставить крупным игрокам рынка такси.
Подорожание топлива
Рост цен на бензин и дизель смогли остановить, однако не удалось (и пока вряд ли удастся) свести их к уровню 2022 года. Водители вынуждены больше тратить на топливо — основной «расходник» машины. Ожидаемо, что стоимость поездок они тоже будут поднимать.
Что будет дальше?
Депутат Госдумы Виталий Милонов предложил рассмотреть вопрос о введении потолка цен для аккредитованных перевозчиков. Он считает, что предельная стоимость поездок должна действовать в период неблагоприятных или экстремальных погодных условий.
Иной путь решения проблемы видит депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов. Он уверен, что лучше развивать конкуренцию на рынке, а не ограничивать тех, кто предоставляет услуги. «Если мы регулируем этот рынок, надо стараться регулировать более мягкими и гибкими решениями. Во-первых, не запрещать и не ограничивать. Во-вторых, создавать нормальную конкуренцию. В-третьих, максимально развивать экономику, чтобы доходы граждан позволяли пользоваться такси», — считает Фаррахов.
В кругах общественников ходит мнение, что цены на такси перестанут расти в 2024 году. Правда, произойдет это из-за того, что часть населения перестанет пользоваться услугами перевозчиков — этого им не позволят доходы, которые не увеличатся должным образом.
Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, всегда стоит помнить о дополнительных мерах безопасности. Помочь с этим может видеорегистратор или комбо-устройство.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.