Коробка переключения передач — одна из самых живучих систем автомобиля. Увы, по мере эксплуатации она тоже изнашивается и требует обслуживания. Одним из сервисных мероприятий для трансмиссии является замена масла. Техническая жидкость выполняет три задачи — смазывает сцепленные между собой шестерни, отводит металлическую стружку от трущихся элементов и снижает температуру внутри коробки передач.
Споры о том, как часто нужно менять масло в КПП и надо ли вообще это делать, идут постоянно. Мы тоже попробовали в этом разобраться. В материале ниже — о периодичности замены трансмиссионного масла, предпосылках к сервисным работам, правилах выбора хорошей рабочей жидкости.
Нужно ли менять масло в КПП
Однозначный ответ — да. Еще до достижения шестизначного пробега частицы отслоившегося металла (от шестерен) заполняют коробку и увеличивают теплопроводность трансмиссионного масла.
Специального фильтра наподобие масляного в КПП нет (по крайне мере в устаревших механических), из-за чего стружка постоянно циркулирует внутри коробки. Результат процесса — нагрев агрегата, образование пены, утрата маслом смазочных и защитных свойств, высокие риски поломки КПП.
Когда менять трансмиссионное масло
Каждый автопроизводитель разрабатывает собственный регламент, предписывающий менять масло с определенной периодичностью. Ниже — рекомендованные интервалы для авто некоторых брендов:
-
Hyundai — замена масла каждые 120 тыс. км (механическая КПП) или 90 тыс. км (автоматическая);
-
Renault — только после ремонта КПП;
-
Skoda — 60 тыс. км для роботизированных КПП; масло для механики и автомата рассчитано на весь срок эксплуатации машины;
-
Volkswagen — 60 тыс. км (классический автомат на Jetta или Polo), 120 тыс. км (МКПП), 60 тыс. км (роботизированные коробки DQ250 и DQ500);
-
ВАЗ — 150..180 тыс. км пробега (на большинстве); для полноприводных авто высокой проходимости (вроде NIVA 4х4) — каждые 40 тыс. км;
-
Brilliance — 30..40 тыс. км (РКПП и МКПП), 60 тыс. км (АКПП);
-
Changan — 40..60 тыс. км;
-
KIA — 90 тыс. км для АКПП; для механики не регламентирована.
Стандартом для большинства марок является замена масла в коробке передач каждые 60 тыс. км пробега. Если водитель любит погонять, резко переключать передачи или в целом придерживается агрессивного стиля вождения, обновлять жидкость в КПП следует раньше — каждые 40..45 тыс. км пробега. Укороченный интервал актуален и для возрастных автомобилей, выпущенных ранее 2010 года.
Признаки, что пора менять масло в коробке передач
Межсервисные интервалы носят рекомендательный характер — иногда замена масла может понадобиться раньше. Ниже обозначены главные предпосылки к обновлению рабочей жидкости:
-
загорелся индикатор на приборной панели (если он предусмотрен конструкцией авто);
-
появился устойчивый запах гари, сигнализирующий о перегреве (чаще встречается на АКПП);
-
масло в коробке помутнело и потемнело;
-
жидкость стала вспениваться (указывает на неверный выбор масла);
-
коробка стала работать с перебоями, передачи включаются слишком долго (АКПП);
-
при движении авто появился шум в районе коробки;
-
передачи включаются с трудом (МКПП);
-
на коробке передач видны следы утечки.
Если менять масло все же придется, делайте это осенью или зимой. В холодное время года КПП испытывает наибольшие нагрузки, а выход ее из строя особенно велик.
Этапы замены трансмиссионного масла
В общих чертах процесс выглядит так:
-
коробку прогревают непродолжительной ездой (10-15 минут);
-
авто устанавливают над смотровой ямой с фиксацией колес «башмаками» или на подъемнике;
-
откручивают пробку маслозаливной горловины;
-
откручивают сливную пробку;
-
сливают старое трансмиссионное масло в заранее подготовленную емкость;
-
закручивают сливную пробку;
-
заливают новое масло до установленного уровня (в том числе с помощью шприца);
-
закручивают маслозаливную крышку (которую вместе с уплотнительным кольцом иногда меняют).
Замена масла в КПП — одна из самых простых сервисных работ, выполнение которой зависит от наличия подъемника, смотровой ямы или эстакады поблизости. Если их нет, придется ехать в сервисный центр.
Как выбрать масло для коробки передач
Лучшее решение — покупка оригинальной жидкости из числа рекомендованных производителем авто. Наименования масел, подходящих коробке вашей машины, указаны в сервисной книжке или руководстве по эксплуатации.
Рабочие жидкости по типу основы бывают синтетическими, полусинтетическими и минеральными. Первые — самые качественные и дорогие; рассчитаны на круглогодичное использование. Полусинтетику заливают в КПП переднеприводных бюджетных автомобилей и меняют обычно через 50-60 тыс. км пробега. Минеральные масла сегодня почти не производят; заливают их обычно в КПП заднеприводных авто.
Наилучшие отзывы среди производителей трансмиссионных масел получают Castrol, Mobil, Shell, «Лукойл», некоторые другие. Перед покупкой рабочей жидкости следует внимательно прочитать инструкции завода-изготовителя. Кстати, на этикетках некоторых масел указывают периодичность его замены.
Помните, что неподходящее трансмиссионное масло может навредить коробке передач.
Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, всегда стоит помнить о дополнительных мерах безопасности. Помочь с этим может видеорегистратор или комбо-устройство.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.