DCT (Dual Clutch Transmission; дословный перевод — «коробка передач с двойным сцеплением») впервые была разработана японским концерном Honda в 2010 году, хотя предпосылки к использованию подобных агрегатов появились десятилетиями раньше. Представляет собой механическую трансмиссию с двумя независимыми сцеплениями, одно из которых отвечает за передачу момента на четные передачи КПП, другое — на нечетные.
Коробка DCT бывает автоматической и полуавтоматической. В 2023 году широко применяется на легковых авто, но годится для любых ТС — от мотоциклов до седельных тягачей. Разберемся, в чем ее плюсы и минусы.
Немного теории о DCT
Массовое распространение получила в начале 2000-х годов как азиатский аналог разработанной в Европе коробки DSG. На Женевском автосалоне 2015 года впервые был представлен автомобиль с преселективной роботизированной КПП DCT, имеющей два сцепления. Это была модель Kia Ceed GT Line с однолитровым мотором мощностью 120 л.с. Примерно в это же время на путь «роботизации» коробок передач встала компания Hyundai.
Данная пара брендов стали первопроходцами в плане серийного применения DCT на легковых авто (вслед за американским Ford и немецким Volkswagen, активно внедрявшим DSG).
Плюсы и минусы коробки Dual Clutch Transmission
Выделим три главных преимущества агрегата:
-
Ускоренное переключение передач. Робот повышает/понижает передачи со скоростью от 0,008 до 0,2 секунды (точное время зависит от модели). Это обеспечивает плавность движения, т. к. авто едет на малых оборотах, всегда готовое изменить передачу.
-
Минимальные энергозатраты. Автомобиль, оснащенный DCT, расходует горючее как транспорт с ручной КПП. У седана стоимостью в пределах 1,5 млн. рублей расход составит примерно 5-7 л топлива при смешанном цикле.
-
Увеличенный ресурс КПП. Обеспечивается идеально точным подбором передаточного числа для первой скорости, позволяющим без толчков и рывков переключаться на повышенную при скорости до 10 км/ч. Это не только упрощает езду в «пробках», но и продлевает срок службы трансмиссии.
Теперь выделим три главных недостатка:
-
Высокая стоимость обслуживания. Цена коробки DCT сопоставима с АКПП на авто премиум-класса. Дорого стоят оригинальное трансмиссионное масло (которого обычно требуется не менее 4 л) и блок сцеплений.
-
Сложность ремонта. Конструктивно коробка DCT очень молода; специалистов, разбирающихся в ней досконально, пока немного. Поэтому дилеры часто ремонтируют ее путем замены крупных (и дорогих) узлов. Например, ценник за ремонт DCT на моделях Kia варьируется от 70 до 150 тысяч рублей.
-
Невозможность резкого ускорения при движении на трассе. Недостаток ощутим только при езде на высокой скорости. Суть его в следующем. Например, авто едет по трассе на 6-й передаче и идет на обгон. Эффективнее было бы понизить передачу до 4-й, но в реальности она снижается лишь до 5-й. Производители нивелируют этот минус наличием определенных режимов вождения, но для безопасного обгона их не всегда достаточно.
Стоит ли покупать авто с DCT?
Зависит от финансовых возможностей владельца и специфики его вождения. При отсутствии первых «игра стоит свеч»: будущее автомобильной промышленности — именно за коробками типа DCT и DSG. Также транспорт с данной КПП рекомендован постоянным участникам междугородних поездок — в них трансмиссия будет минимально изнашиваться и максимально экономиться топливо.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.