Весь сентябрь на автозаправках наблюдался росла стоимость горючего. 11 сентября дизельное топливо стоило в среднем 61 рубль 66 копеек, через две недели — уже 64 рубля 99 копеек. Аналогичная ситуация наблюдалась с бензиновым топливом, которое к концу сентября подорожало в среднем почти до 56 рублей за литр.
Ситуация частично стабилизировалась после запрета на экспорт российского бензина и дизеля, вступившего в силу 21 сентября. Вице-премьер Александр Новак вскоре заявил, что положительный эффект от данного запрета уже заметен.
Надолго ли удалось сдержать рост цен и возможно ли снижение стоимости горючего? Попробуем предугадать развитие событий, опираясь на авторитетные источники.
Текущая обстановка
Положительный эффект от запрета на экспорт состоит в том, что биржевые цены на горючее уже снизились. К началу октября падение составило в среднем 18%. Розничная цена тоже упала — правда, пока более скромными темпами. Если 25 сентября литр дизеля стоил в среднем 64.99 рублей, то 2 октября стоимость топлива составила уже 64.90 рублей. Горючее подешевело на 9 копеек (0.14%).
Новак уверен: после падения биржевой цены неминуемо снижение оптовых и мелкооптовых цен. Он поясняет, что потребительская стоимость всегда формируется с некоторым отставанием от биржевой, поэтому удешевление горючего со временем случится. Если этого не произойдет, то, по заверениям вице-премьера, будут приняты жесткие регуляторные меры.
Прогнозы экспертов
Аналитик финансовой группы «Финам» Сергей Кауфман предполагает, что в ближайшие 1-2 месяца стоимость горючего на независимых АЗС опустится на 1-3%. Однако случится это при условии, что запрет на экспорт сохранится в течение длительного времени.
Похоже мнения придерживается Катерина Волкова, преподаватель кафедры политэкономии и истории экономической науки РЭУ имени Г. В. Плеханова. Она считает, что значительного снижения цен не будет. При этом стоимость горючего на независимых АЗС и заправках вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) сравняются, а незначительные отличия в ценах будут зависеть от местоположения конкретной заправочной станции.
Основатель «Школы практического инвестирования» Федор Сидоров менее оптимистичен. Эксперт подмечает эффект отложенного спроса и временное эмбарго как условия для опасения рынка о возможном дефиците топлива. Вероятность этого подогревают договоренности о сокращении добычи нефти Россией и Саудовской Аравией, а также сокращение запасов в нефтехранилищах США. «Поэтому котировки продолжат расти. Нефтяникам будет выгоднее продать нефть на внешний рынок, поэтому и цены попрут вверх», — заявляет Федор Сидоров.
Говоря о продаже нефти на внешний рынок, он подразумевает, что запрет на экспорт топлива можно легально обойти. В частности, он не распространяется на поставки в страны ЕАЭС (Беларусь, Киргизия, Казахстан, Армения, РФ). Также нет запрета на поставки судового топлива, газойля (газового масла), средних дистиллятов. Сидоров предполагает, что к декабрю цены вырастут в среднем на два рубля — как на бензин, так и на дизель.
Единого мнения среди экспертов нет. При этом окончательный вердикт о росте или падении цен выносить пока рано — принятые меры дали результат, пусть пока и едва заметный. Со временем станет понятно, насколько эффективным оказался запрет на экспорт и какие суммы мы теперь будем тратить на автомобильное топливо.
Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, всегда стоит помнить о дополнительных мерах безопасности. Помочь с этим может видеорегистратор или комбо-устройство.
На нашем сайте Авто-Дрон вы можете найти самые популярные модели всех известных брендов и заказать с доставкой по всей России.